Агрызский район, с.Варклед-Бодья

Место работы: заведующая Варклед-Бодьинским сельским клубом

Супруг: Матвеев Виктор Николаевич, диспетчер - филиал ОАО «Сетевая компания Елабужские электрические сети»

Дети: Марина (24 года), Станислав (18 лет), Аделина (16 лет)

Девиз семьи: Всему можно научиться и всего можно достичь.

Самый необычный подарок, который Вы получили? Старшая дочь Марина к 25-летию нашей семьи заказала свадебный портрет с мужем, выполненный цветными карандашами.

Ваша детская мечта? Мечтала и до сих пор мечтаю переплыть океан на огромном морском лайнере.

На что похожа Ваша семейная жизнь? На американские веселые горки, то страшно, то весело, а главное не скучно. Изменчива как погода, то дождь, то солнце. Либо сильный буран или тихий ветерок. Но …«у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать».

Какое напутствие Вы дали бы своим детям на будущее? Чтобы дети не забывали свои корни, сохранили традиции семьи и предков. Я считаю без прошлого нет настоящего и будущего.

Когда Вы были ребёнком, Вы любили… Когда мне было лет 8-9 я залезала на самую верхушку черемухи и любила качаться, но… когда я залезла туда в дождливую погоду (а мама предупреждала) поскользнулась и упала, эта любовь исчезла НАВСЕГДА.

«Жизнь замечательной семьи Матвеевых»

Одӥг укноетӥ дуннеез уд адӟы (С одного окна весь мир не увидишь) – так гласит удмуртская пословица.

Наивысшего счастья человек достигает тогда, когда подает хороший пример.

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь. Представьте себе, что весь мир в этот день наблюдает за вами и следует вашему примеру во всем – в том, что вы думаете, говорите и делаете. Как, по-вашему, повлияло бы это на вас и на то, как вы проживете этот день?..

В мире много выдающихся людей. Все они талантливые, и с многих хотелось бы брать пример. Те, кто достиг наибольших высот в жизни, как правило, достигали всего этого своими усилиями, своей собственной работой. Такие талантливые лица есть везде, но не все о них знают. Я хочу рассказать вам о себе, семье и родственниках…

– Есть такое слово - надо! Я по жизни иду с этим девизом и детей своих к нему приучаю.

С детства была очень активной, любознательной. Принималась за любое дело, мне было всё интересно, и с детства я привыкла самостоятельно принимать решения.

– Раньше мы всем селом выходили на сенокос. Возвращаемся как-то поздно вечером домой, а шестилетняя Наташа уже корову подоила. Понимала, что придем с папой уставшие. Вот и решила помочь, – вспоминает мама Алевтина Федоровна. – В шесть лет ты ведь и варежки уже сама вязала.

Когда отца не стало, мне было восемь лет, пришлось стать первой помощницей мамы, потому что была старшей из трех детей.

Любовь к сцене предалась мне тоже от мамы. Алевтина Федоровна с нынешним ветераном педагогики Евдокией Михайловой в молодости не раз выступали на сцене. Известный в районе музыкант Леонид Лазарев обязательно включал их дуэт в концертную программу. В сценарии так и было написано: «Аля-Дуня». А что исполнять – девушки должны были придумать сами.

В детстве организовывала маленькие домашние концерты с сестренкой и братишкой для мамы. Мечтала выступать на сцене и повидать мир.

Моя мечта сбылась. Но судьба не сразу привела меня в культуру. До этого пришлось поработать вовсе в противоположной профессии. Окончила экономический факультет Ижевской сельхозакадемии. Работала бухгалтером в колхозе, затем главным экономистом в агрофирме.

А мечту повидать мир мне помогла осуществить сестренка Татьяна. Она живет в Германии вместе с мужем Игорем, воспитывают трех дочерей Кристину, Яну и Милочку. Поехав с мужем к ним в гости, мы смогли увидеть не только Германию, но и побывать с экскурсиями в Бельгии, Голландии и Франции. Удалось посетить знаменитый Лувр, побывать в Версале и подняться на второй этаж смотровой площадки Эйфелевой башни. Меня переполняли эмоции, я была рада, что я, выросшая в маленьком селе, смогла очутиться в таком месте.

Сейчас я уже этому не удивляюсь. Оказывается, если есть у человека желание, поддержка семьи, всего можно достичь и успеть.

Культработник – профессия особенная, и здесь без поддержки семьи никак. И действительно, любое мероприятие, будь то новогодний маскарад, проводы зимы или просто концерт – все проходит с участием моей семьи. Муж Виктор (сам в прошлом завклубом) не только мастер петь и танцевать. У него золотые руки. Основу музея, организованного в здании клуба, он делал сам. И переносная печь, которая на любом мероприятии «помогает» накормить гостей удмуртскими табанями, перепечами, – тоже дело рук Виктора.

Старшая дочь Марина такая же активистка. Она работает в Доме дружбы народов в Казани. Отличается вокальным мастерством. В ее репертуаре есть и свои песни. Участвует в различных конкурсах и фестивалях, и, конечно же, когда приезжает домой, всегда выступает в роли ведущей, поёт и подкидывает идеи.

Станислав уже студент, но он несколько лет был актером местного театра юмора «Шуак шаян шоу». Аделина пока школьница, в этом году окончила музыкальную школу по специальности «Баян». Она тоже примеряет на себе различные роли в мероприятиях, проводимых в Варклед-Бодье. Без их участия тоже не обходится ни одно культурное мероприятие в селе.

И, конечно же, моя мама Алевтина Федоровна в составе уже прославившегося ансамбля «Инвис» всегда рядом со мной.

Моя мама родилась и выросла в соседнем удмуртском селе Сарсак-Омга. Существует ли любовь с первого раза, думаю да, ведь не зря, наверное, мама вышла замуж за папу после двух дневного знакомства. Приехав в гости в соседнее село, папа вернулся домой с молодой женой разница в их возрасте 7 лет, впрочем, как у нас с мужем. К сожалению, маме с папой не суждено было жить долго вместе, через 10 лет супружеской жизни папа умер. Мама всю жизнь посвятила троим детям, так и не вышла вновь замуж. В то время я была против каких-либо высказываний о её замужестве. Только сейчас, я понимаю, как же трудно было ей без твёрдого мужского плеча. Бабушка мамы, Авдотья, которая была примером и подражанием для мамы, была несколько раз замужем, но судьба всё время испытывала её, она осталась вдовой, в народе «чёрной», может быть и из-за этого она никого не искала. Моя мама была любимицей прабабушки и именно поэтому она отдала свое нагрудное украшение(монисты) из старинных монет ей. И мама передала её мне. Хотя мама и не родилась в В-Бодье, выйдя замуж, чтит и соблюдает традиции сложившиеся испокон веков в этой местности.

Следует отметить, что мы до сих пор сохранили древние обряды своей этнической религии, людей верующих в силу природы. По сохранившимся преданиям, деревню основали переселенцы из деревни Малая Бодья и с. Малая Пурга Удмуртской республики. Приблизительно в 1775 году первый еѐ поселенец по имени Багыш (сын некого Юртая из Малой Пурги), спасаясь от насильственного крещения, вместе с несколькими товарищами основал селение у реки Варклед (приток реки Иж) . Деревню назвали по реке и обозначению родовой группы «Бодья». Всеми любимы праздник на селе это Быдӟым нунал (Великий день) он празднуется, как и у христиан в день «Пасхи». Празднование Быдӟым нунала начинается в Великий четверг в этот день проходит обряд становления юноши в мужчин Эрукарон.Перед « Эрукарон» юноши на месте проведения основной части обряда готовят дрова, делают из соломы и веток шалаш. В день обряда юноши, собираясь рано утром и одев белый льняной фартук, начинают ходить по домам и собирать продукты: крупу, куриные яйца, масло и мясо ( из масла и мясо для благословления исключают свиные масло и мясо). Так юноши проходят через все дома нашей деревни. Каждый из вышеперечисленных продуктов собирают в отдельные посуды. Затем на месте провидения обряда и молебен, возле речки и сосновой рощи, в двух котлах варят кашу из собранных продуктов. Вечером там собираются все мужчины, юноши и мальчишки нашей деревни и родственники (девушкам и женщинам посещать «Эрукарон», так же, как и жителям других деревень, запрещено). Юноши угощают односельчан кашей, а своих родственников – ещё и вином. Непосредственно перед трапезой «восясь» (жрец) молится вместе с юношами и кланяется «Инмару» (Богу), чтобы тот дал богатый урожай, благополучие села и их жителей. В конце обряда юноши сжигают шалаш. Таким образом, мы отпугиваем и изгоняем нечистую силу. Затем придя домой, в доме сжигаем старые можжевеловые ветки, дымом изгоняя все зло, которое накопилось за год. А вместо старых ставим новые ветки, они становится оберегом семьи, дома.

Практически так же проходит обряд «Быдзым нунал», но здесь уже происходит посвящение девочек в девушки. В отличие от «Эрукарон» на празднование Пасхи может придти кто угодно. В этот день не сжигают шалаш. Во время Пасхи у нас собираются пожертвования для посвящённых девушек, которые в день Пасхи одевают удмуртские национальные платья и украшения, сделанные из старинных монет. Подготовится к «Быдзым нуналу» и убраться для девушек помогают юноши, которые были посвящены в мужчины в обряд «Эрукарон» в этом году. «Быдзым нунал» празднуется, в день Пасхи, а «Эрукарон»- последний четверг перед Пасхой (Чистый четверг).

Каждый праздник начинается с «Восьнерге» (ритуал моления), который празднуется «бӧляком»(группа родственных семей связанных собой партлинейным признаком). «Бӧляк» это единица собщества которая живет и имеет важное значение: это близкие родственники, с которыми вместе живёшь помогаешь им во время помочей и др. Когда девушка выходит замуж то переходит в другой круг родственников и теряет своё членство в бӧляке своего отца, в том числе в саркальных церомониях родственников своих родителей. Так из рода «Имана», выйдя замуж я перешла в род «Камита». Принцип «вӧсьнерге» состоит в том, что члены одного родственного круга обходят дома друг друга, начиная с дома, который находится ниже по течению реки.

Традиционно эти мероприятия были закрыты для посторонних, поэтому участие в данной церемонии представителя другого бӧляка и чужаков не приветствовалось. Сегодня это правило не так строго соблюдается, но остатки его проявляются в том, что с самого начала праздничного застолья посторонним не разрешается сидеть за одним столом с бӧляком. Они должны подождать пока хозяин дома совершит молитву, и все попробуют освященную кашу и пока часть людей не выйдет из-за стола.

Вот так же дружно и весело проходят с бӧляком не только праздники , но и совместная работа. Также помогают и в забое скотины или птиц. Затем вечером их всех приглашают за праздничный стол, хозяева варят из этого мяса (на бӧляк в среднем уходит до 8 кг) очень вкусную кашу.

Важно отметить, что живое бытование старинных ритуалов и обычаев позволяет семьям, которые больше не живут в деревне, возвращаются для участия в деревенских обрядах. В контексте, где деревни пустуют и большинство молодежи не видит своего будущего связанный с деревней, оптимистично то, что они предусматривают возможность периодически приезжать на малую родину, чтобы их потомки не потеряли связи с родными традициями. Я уверена, что так и будет, по крайней мере так заверяет мой сын Станислав.

Добавить комментарий